Иван Замоткин в Хельсинском университете (Финляндия)

В период с 28 августа по 31 декабря 2018 студент второго курса магистратуры философского факультета Иван Замоткин проходил включённое обучение в Хельсинском университете (Финляндия). Обучение проходило путем прикрепления к существующей в Хельсинском университете магистерской программе по философии с возможностью выбора дополнительных курсов с других факультетов и направлений.
За время прохождения включённого обучения он прослушал пять учебных курсов по философии и образованию («Социальная и политическая философия» (проф. Кристиан Клокарс), «Философия социальных наук» (преподаватели: д-ра Рауль Хакли, Луис Мирелес-Флорес), «Психология обучения и развития» (преподаватели: д-ра Маркус Талвио, Анна Раинио), «Социальный справедливость и разнообразие в образовании»(преподаватели: Тарна Канисто, Иида Пуу), «Финская система образования» (проф. Матти Мэри), а также принял участие в учебно-научном семинаре (руководители семинара — проф. Антти Кауппинен и проф. Ускали Маки), посвященном подготовке и защите дипломного исследования. В ходе обучения Ивану удалось получить уникальный опыт непосредственного знакомства с системой школьного образования в Финляндии в рамках визитов в средние школы г. Хельсинки.

«Учебный план и правила обучения в Хельсинском университете позволили мне составить индивидуальный учебный план, учитывающий мои научные интересы и специализацию на философском факультете в МГУ (по кафедре философии образования). В рамках включенного обучения я не только в значительной степени обогатил свои знания в интересующих меня предметных областях, но также получил новый опыт их получения, поскольку большинство курсов были устроены необычным образом. Так, главной задачей в рамках курса по политической и социальной философии было создание группового проекта (темой проекта моей группы было понятие популизма у Э. Лаклау и Ш. Муфф). Групповая работа была основным видом занятий также в курсах по образованию, что позволило наработать необходимые в академической работе навыки и умения. Большую часть включенного обучения я посвятил налаживанию связей с академическим сообществом в Хельсинском университете, в первую очередь — с исследователями-философами образования. В течение семестра я посещал научный семинар по моральной и политической философии, где принимал участие в обсуждениях актуальных тем практической философии, а также научный семинар по философии образования, где состоялось мое знакомство с исследователями по моей непосредственной специализации. В рамках этого семинара я сделал презентацию основанного на материалах моей магистерской работы эссе по теме «Уроки» анархизма: от либертарной педагогики к анархической философии образования». После презентации от финских коллег я получил позитивные отзывы и предложения по дальнейшей работе над текстом, в том числе, связанные с подготовкой материалов для будущих публикаций».