Выступление сотрудников Современного музея Каллиграфии

12 октября перед студентами образовательной программы «Прагматика и менеджмент культуры (Арт-менеджмент)» выступили сотрудники Современного музея Каллиграфии. Частное учреждение культуры (основатель и руководитель музея – бизнесмен и коллекционер Алексей Юрьевич ШАБУРОВ), оно ставит перед собой задачу не только экспонирования шедевров каллиграфического искусства, но и обучения ему искусству всех желающих.

Руководитель семинара Д.А. Лунгина предварила встречу рассказом о готовящейся к изданию знаменитой книге англо-американского востоковеда Айвана Морриса «Мир блистательного принца», которая могла бы стать хорошим сопровождением визита в музей Каллиграфии. Ведь эпоха Хэйан (794–1185), по словам Александра Гениса, «в первый и, наверное, в последний раз за всю историю человечества доказала, что красота может спасти мир <…> Пять тысяч аристократов создали уникальную государственную систему, в которой эстетика определяла политику <…> Это была самодовлеющая, изолированная область прекрасного среди океана царившей тогда во всем мире дикости. Этим островом правила не конфуцианская мораль и не буддийская этика, а культура “неистового эстетизма”. Замкнутые исключительно в своем кругу хэйанцы разговаривали на понятном только им языке, в основном — стихами <…> Другим повсеместным занятием аристократов, и мужчин и женщин, было приготовление духов с ароматом, отражающим личность составителя. Но царицей всех искусств всегда была каллиграфия, которую называют религией Хэйана. Пользуясь летящим японским, а не замысловатым китайским письмом, придворные дамы Мурасаки и Сэй-Сёнагон оставили завидующим потомкам лучшую в Азии прозу» (А. Генис. Японская утопия. Как красота спасет мир. – Новая газета от 29.09.18).

Затем слово взяла сотрудница музея, менеджер выставочных проектов Ирина Валерьевна ЛЯПУНОВА. Она обсудила с теми, кто планирует связать свою жизнь с управлением частным музеем, особенности их будущей профессии. В чем принципиальное различие в руководстве муниципальным, корпоративным и частным музеем? Как строится его рекламная кампания и взаимодействие со спонсорами? В чем состоят особенности бизнес-планирования? Кто, как правило, выступает финансовым и информационным партнером такого учреждения? Как грамотно выстроить отношения с посетителями? Почему, наконец, частный музей может «уйти в минус» и как просчитать такого рода риски?

Со словами о культурном значении японской и китайской каллиграфии к студентам обратился директор музея по научной работе Александр Николаевич МЕДВЕДЕВ. В заключении встречи он представил студентам гостя факультета – мастера каллиграфии из Китая Кун ЛИНМИНЯ. Кун Линминь – потомок Конфуция в 76-м поколении, вице-президент Всемирной ассоциации Конфуция, академик Пекинской академии современной каллиграфии и живописи, каллиграф высшей категории. Господин Линминь рассказал об особенностях китайского каллиграфического начертания иероглифов и дал небольшой мастер-класс студентам нашего отделения.