Юркевич Памфил Данилович

16 (28) февраля 1826/1827 (с.Липлявое, Полтавская губерния) - 4 (16) октября 1874 (Москва).

Юркевич Памфил Данилович - русский философ, ординарный профессор, декан историко-филологического факультета Московского университета.

 

Родился в семье священника. Окончил Полтавскую семинарию. В 1847 г. поступил в Киевскую духовную академию, где слушал лекции архимандрита Феофана (П.С. Авсеньева). В 1851 г. окончил полный курс, решением академической конференции был назначен на должность наставника по классу кандидата философских наук. В 1852 г. получил магистра с переименованием в бакалавры академии. В 1856 г. преподает в академии философию и немецкий язык, в 1858 г. возведен в звание экстраординарного профессора.

После публикации в 1860 г. в журнале «Труды Киевской духовной академии» критического ответа на «Антропологический принцип в философии» Н.Г. Чернышевского, статьи «Из науки о человеческом духе» и перепечатки отрывков из этой работы в «Русском вестнике» М.Н. Каткова имя Ю. становится широко известным в русском обществе, и в 1861 г., после открытия кафедры философии в Московском университете он оказывается, по словам Шпета, единственным «достаточно философски подготовленным» преподавателем, чтобы занять ее «без предварительной заграничной командировки». В октябре 1861 г. по Высочайшему повелению Государя Императора он был перемещен из Киевской академии в Московский университет со званием ординарного профессора. Юркевич переехал в Москву, где и продолжал работать до конца жизни. В Московском ун-те он читал курсы по истории философии, логике, психологии, педагогике. В 1864–1868 гг. он также работал в учительской семинарии военного ведомства, где преподавал педагогику. Его лекции по педагогике для слушателей этого заведения были опубликованы в виде отдельных книг: «Чтения о воспитании» (М., 1865), «Курс общей педагогики с приложениями» (М., 1869).

С 18 февраля по 23 марта 1863 г. Ю. читал в Московском ун-те серию публичных лекций, посвященных преимущественно разбору и оценке учения материалистов и в особенности Бюхнера. Лекции вызвали многочисленные нападки на Юркевича в прессе.

Высшей ступенью университетской карьеры Ю. стало занятие им с 1869 по 1873 г. должности декана историко-филологического факультета Московского ун-та. Слушателями Ю. были В.С. Соловьев, В.О. Ключевский, Д.Н. Цертелев и др.

По свидетельству Вл. Соловьева («О философских трудах П.Д. Юркевича», 1874), Ю. женился в Киеве в 1856 г. Его жена, рожденная Мандровская, дочь протоиерея Киевского военного собора, скончалась в 1873 г. У Ю. была дочь, про которую острили, что она «лучшее произведение Памфила Даниловича».

Вл. Соловьев в работе «Три характеристики» (1899) определял суть воззрений Ю. как «свободный эмпиризм, включающий в себя и все истинно-рациональное, и все истинно-сверхрациональное, так как и то и другое, прежде всего, существует эмпирически в универсальном опыте человечества с неменьшими правами на признание, чем все видимое и осязаемое». Подобная теоретическая установка Ю. наиболее отчетливо проявилась в его основном произведении «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта», где он подверг критике два противоположных направления метафизики — реализм за его стремление свести «все содержание наших мыслей и опытов», «все отношения мира, поражающие нас присутствием порядка, замысловатости и непосредственной жизненности» к «простому и бедному бытию безразличных атомов», и идеализм Гегеля за попытку свести реальность чувственного мира к чистому понятию, обнаружив в идеях самих по себе действующую силу, обусловливающую наличное бытие — «источники действий и движений в мире». Согласно формулировке Ю., бытие есть «положение, принимающее различный смысл смотря по содержанию, о котором мы говорим, что оно есть».

Из других работ Ю. наибольшую известность получила его статья 1860 г. «Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия», опубликованная в «Трудах Киевской духовной академии». В этой статье Ю. доказывал правильность библейского взгляда на сердце как на основу физической и духовной жизни человека, глубинное средоточие его личности.

 

 

Основные сочинения:

  • «Идея» (Журнал Министерства народного просвещения, 1859)
  • «Материализм и задачи философии» (Журнал Министерства народного просвещения, 1860); 
  • «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» (Труды Киевской Духовной Академии, 1860)
  • «Доказательства бытия Божия» (Труды Киевской Духовной Академии, 1861) 
  • «Из науки о человеческом духе» (Труды Киевской Духовной Академии, 1860) 
  • «Язык физиологов и психологов» (Русский Вестник, 1862)
  • «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта» (речь, произнесенная на акте московского университета в 1866 г.)

 

Литература:

  • Аксаков А.Н. Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре Московского университета Юркевиче // Русский вестник, 1876, №1, с. 442–469.
  • Титов Ф.И. Памяти П.Д. Юркевич. Киев, 1874.
  • Ходзицкий А Профессор философии Памфил Данилович Юркевич (1826 — 1874 гг.). Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения // Вера и разум, 1914, № 18.
  • Юркевич А. Памфил Данилович Юркевич, профессор философии // Гимназия, 1888, Кн.1.
  • Шпет, Г. Г. Философское наследство П. Д. Юркевича. — М., 1915 (переиздано в 1990 г. в сборнике: Юркевич П.Д. Философские произведения)