Шаден Иоганн Маттиас

11 мая 1731 (Пресбург (ныне Братислава)) - 27 августа 1797 (Москва)

 

Родился в Пресбурге (сегодня это Братислава), окончил Тюбингенский университет, где получил хорошую подготовку в области теологии, философии, древних и восточных (еврейского и халдейского) языков. Под руководством профессора Бильфингера он увлекся философией Лейбница и Христиана Вольфа и к 1756 г. стал профессором философии Тюбингенского университета.

В 1756 г. он был приглашен в Московский университет на должность ректора университетских гимназий. Кроме ректорских обязанностей, он выполнял в гимназиях и преподавательскую работу. В дворянской гимназии он вел занятия по риторике, пиитике, мифологии, читал краткий курс философии. В отдельные годы Шаден преподавал греческий и латинский языки, а для желающих изучать восточные языки - еврейский и халдейский. Преподавание древностей он вел по письмам и речам Цицерона, сочинениям Овидия и другим произведениям античных авторов. Философию он преподавал по учебникам логики и метафизики Баумейстера, а также по Винклеровым наставлениям, умственную и нравоучительную философию по руководствам Гейнекция, а также по Геллерту, о чем есть свидетельство Н.М. Карамзина, который писал: "Профессор Шаден, преподавая нам, маленьким ученикам, мораль по Геллертовым лекциям (Moralische Vorlesungen), с жаром говаривал: "Друзья мои! будьте таковы, каким учит вас быть Геллерт, и вы будете счастливы".

В 1764-1765 учебном году И.М. Шаден прочитал курсы логики и метафизики и в университете. Однако, когда в 1765 г. после отъезда профессора Фроманна на родину университетская конференция предложила Шадену читать в университете курсы логики, метафизики и нравственной философии (т.е. те курсы, которые читал Фроманн) без освобождения его от обязанностей ректора гимназий, он категорически отказался, ссылаясь на то, что в контракте ничего о совмещении таких занятий не сказано. А лекции по философским дисциплинам, по его словам, он читал в университете "по доброй воле", уповая, видимо, на то, что после отъезда Фроманна его переведут на должность профессора философии, освободив от "трудной и утомительной должности ректора".

На должность профессора практической философии Шаден был переведен только в 1772 г., после того как на должность ректора гимназий был приглашен из Лейпцигского университета доктор философии, профессор Х.Ф. Маттеи. С этого времени и до 1797 г. Ш. читал в университете курсы философские и юридические. Курс лекций Шадена, рассчитанный на три года, включал целый комплекс дисциплин: историю философии до Канта включительно, нравственную философию, право естественное, общее, публичное, гражданское, народное, курс политики, включающий в себя законодательство, правление и политическую экономию. Все эти лекции Шаден читал на философском факультете, а с 1778 г. и на юридическом. С 1781 г. после ухода из университета профессора Ф.Х. Дильтея, профессор Шаден стал читать на юридическом факультете лекции по всем разделам права.

Среди учеников Шадена были Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, которые очень высоко отзывались о его лекциях, читавшихся на латинском языке.

Осталось семь его речей, произнесённых в 1767—1793 гг., составленных им по-латыни. Они были переведены его учениками на русский язык и напечатаны на обоих языках. В них выражены его взгляды на государство, науку и воспитание.

Шаден высказывает свои симпатии монархическому строю, отдавая ему преимущества перед другими, и совершенно не сочувствует республиканскому. Высшее право самодержца — распространение наук и искусств, а сильнейшее средство в его руках — чувство чести, ведущее к познанию. Душа законов не в силе, как учил Гоббс, а в общем благе, стремление к которому вытекает из любви к Богу. Всякий человек должен общую пользу ставить несравненно выше личных интересов и быть готовым на самопожертвование.

Общее благо — цель жизни отдельного человека. Сообразно с этим, Шаден в монархии видное место отводил дворянству. У каждого государства должна быть своя система воспитания, вполне отвечающая его потребностям. Для успешности воспитания необходимо обращать должное внимание на религиозное чувство. О великой роли родителей в первоначальном воспитании детей и о значении частных учителей и наставников Шаден говорит особенно в своей речи «De eo, quod naturaliter justum est, in jure parentum, circa educationem liberorum» (О праве родителей в воспитании детей) от 22 апреля 1773 года. Умственный и нравственный уровень домашних воспитателей, которых, по словам Шадена, нередко берут, например, с рынков, из портных и сапожников, часто бывает очень низок, и отсюда вытекает значение хорошо устроенных школ. Университеты и гимназии должны быть «светилами государствам». Они ими и сделаются, когда в них будут учащие, "честностью и добронравием одарённые, любовью к истине и отечеству, любовью к государю пылающие, от немаловременного упражнения искусные, опытами просвещённые, существенность и свойство монархии сведущие и, наконец, истинную честь хранящие", когда таких учащих будут содержать по достоинству, и когда учащиеся: "токмо достойные вводимы будут в святилище тех наук, которые мыслей требуют непорочных, душевных сил непосредственных и способных ко вмещению верховных добродетелей и мудрости превосходнейшей".

Образование Шаден сравнивал с солнцем: "как оно все озаряет, все творит плодоносным, оживляет, по свойству каждого тела, природой дарованного, и ободряет: равномерно так просвещение и науки должны своими лучами всех проницать, всех возбуждать сердца в высоту, и прохлаждать всех увеселением, по мере звания каждого, в какое предназначил кого Зиждитель".

Религию и веру Шаден полагал в основание воспитания; их авторитету он подчинял и науку, отдавая вере разрешение таких вопросов, на которые не может ответить наука. Одним из главных воспитательных средств Шаден считал систематическое чтение. Сам идеалист, он и своих воспитанников хотел сделать такими же. Геллерт, считавший основной задачей педагогики «воспитание сердца», так как голос сердца выше голоса рассудка, был его самым любимым писателем.

 

Речи, читанные на торжественных собраниях императорского Московского университета:

  • О душе законов (1767 г.)
  • О праве обладателя в рассуждении воспитания и просвещения науками и художествами подданных (1770 г.)
  • О праве родителей в воспитании детей (1773 г.)
  • О монархиях, способных возбудить и питать любовь к отечеству, и о том, что любовь сия есть главная душа законов в монархии (1775 г.)
  • Похвальное слово о Екатерине Великой, первой из законодателей, премудро основавшей законодавчество свое на Совестном суде, ею утвержденном (1779 г.)
  • О воспитании благородного юношества, яко основании продолжительной народной славы в монархическом наипаче правлении (1781 г.)
  • Спрашивается: вредна ли, или полезна роскошь частным людям, городам, а паче монархиям, и ежели вредна, то до какой степени, и как прекратить и ослабить вредное ее действие (1793 г.)

 

Литература:

  • Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета. Ч. 2. М., 1855.
  • Документы и материалы по истории Московского университета второй половины ХVIII века. T. I. М., 1960.
  • Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997.