Челпанов Георгий Иванович

Родился и провел детство в г. Мариуполь, учился там в приходском училище, а затем в Александровской гимназии, окончив которую в 1883 г. поступил в Новороссийский ун-т. После окончания историко-филологического ф-та в 1887 г. он приехал в Москву и как выпускник ун-та был прикомандирован к кафедре философии Московского ун-та для подготовки к профессорскому званию. В 1890 г. Челпанов сдал магистерские экзамены, получил должность приват-доцента и стал читать лекции по психологии и вести занятия по общей педагогике. Проработав два года в Москве, Челпанов переводится в Киев в Университет Св. Владимира, где очень быстро завоевывает популярность как прекрасный педагог и лектор. В 1896 г. он защищает магистерскую диссертацию, получает должность экстраординарного профессора и следующий, 1897-98, учебный год проводит в заграничной командировке, а возвратившись, с осени 1898 г. организует в Киеве психологический семинар, ставший важным инструментом в подготовке высококвалифицированных специалистов по философии и психологии.

В 1906 г. Ч. получает приглашение возглавить кафедру философии в Московском ун-те и организовать преподавание философских дисциплин но новому учебному плану историко-филологического ф-та, предусматривающему введение специальности "философия". С осени 1907 г. Ч. стал читать в Московском ун-те курсы "Введение в философию" и "Психология" и вести семинары но психологии (теоретической и экспериментальной) и по новой истории. Со следующего года он стал читать и курс логики. Изданные им учебники по этим дисциплинам были столь популярны, что выдержали многочисленные переиздания ("Психология" в 1919 г. вышла в свет 15-м изданием, "Логика" в том же году 10-м, "Введение в философию" в 1918 г. - 7-м). Имевший в Киеве большой успех психологический семинар Ч. решил продолжать и в Москве. Постепенно все больший вес в этих семинарах стали приобретать практические экспериментальные работы, требовавшие соответствующего лабораторного оборудования, которое не на что было приобретать и негде было устанавливать. К счастью среди учеников Ч. оказался сын владельца художественной галереи С.И. Щукина, который пожертвовал средства на строительство и оборудование Психологического ин-та с единственным условием, чтобы ин-т носил имя его жены - Л.Г. Щукиной. В 1910-1911 гг. Ч. предпринимает поездки в Германию и в США для ознакомления с организацией экспериментальных исследований в психологических лабораториях этих стран. Уже 1912 г. занятия психологического семинара Челпанов стал проводить в здании только что построенного института, а в марте 1914 г. состоялось торжественное открытие Психологического института имени Л.Г. Щукиной. Ч. стал директором ин-та, оставаясь одновременно и зав. каф. философии. Он был смещен с поста директора и изгнан из ун-та в 1923 г. как не способный вести преподавание и исследования с марксистских позиций.

Философские взгляды Ч. были действительно очень далеки от марксизма, хотя он и старался доказывать в эти годы, что психология - это наука о сознании, что она не должна касаться философских проблем и не должна вообще зависеть от каких-либо философских ориентаций. До революции, однако, Ч. всегда подчеркивал тесную связь психологии и философии и говорил о зависимости решения психологических проблем от философских взглядов исследователя. В частности, его наиболее известная работа "Мозг и душа", вышедшая в свет в 1900 г. и выдержавшая потом еще 6 изданий, имела подзаголовок "Критика материализма и очерк современных учений о душе". Уже в этой работе Ч. подчеркивает, что психические явления можно исследовать чисто эмпирическими методами, однако решение вопроса о душе, о духовной субстанции относится к области метафизики и без определенных философских взглядов решать его невозможно. В.В.Зеньковский справедливо писал после смерти Ч. в 1936г., что «Г.И. Челпанов был, конечно, прежде всего философ, а потом уже психолог» (Зеньковский В.В. Памяти проф. Г.И.Челпанова // Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1994. С. 8). Для Ч. характерно стремление подчеркивать одинаковую реальность как материального мира, так и психических переживаний. Более того, реальность психических переживаний, с его точки зрения, более очевидна, чем реальность материального мира, который мы воспринимаем только через психическое переживание. Поэтому материальное можно рассматривать как абстракцию, выводимую из психических переживаний.

Ч. часто причисляют к кантианцам, поскольку он говорил об априорности форм познания. Однако пространство, время, причинность числа он рассматривает как априорные, но в том смысле, что они являются врожденными, а в том, что они формируются сознанием в процессе познания, но при этом совершенно не зависят от внешних воздействий, поскольку в наших опущениях нет представлений о безграничности и однородности пространства, между вещами и явлениями мы не ощущаем времени, нет в чувственных данных и понятия числа, не может вытекать из обобщения эмпирического опыта и представление об истинности законов логики. Все эти представления и понятия формируются, по Ч., из наблюдения самого механизма мышления, из рефлексии на ощущения, а не из самих ощущений, потому и называет их Ч. априорными.

Ч. скорее можно отнести к сторонникам лейбницианства, ибо он пишет, что "в основе действительности лежит нечто духовное, монады, которые своим соединением дают все то, что существует: и материальное и духовное (...) Существуют различные виды или степени монад, одни более совершенные, другие менее совершенные. Соответственно с этим психический мир одних монад отличается от психического мира других. С точки зрения метафизической, и материя представляет собою нечто составленное из нематериальных элементов, которые мы можем признать в известном смысле духовными" (Челпанов Г.И. Введение в философию. Киев. 1907. С. 199-200).

Лишенный возможности после 1928 г. вести педагогическую работу, Ч. до 1930 г. работал в Государственное академии художественных наук, а после её ликвидации нигде не работал и умер в одиночестве (одна дочь жила во Франции, другая умерла в Москве в 1934 г., сын был расстрелян в 1935 г. и вскоре умерла внучка). Он скончался 13 февраля 1936 г. на 73 году жизни.

Сочинения:

  • Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1, 2. Киев, 1896, 1904. (Ч. 1 - магистерская диссертация, ч. 2 – докторская).
  • Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. СПб., 1900. (изд. 7-е М., 1994).
  • Введение в философию. Киев, 1905.
  • Учебник логики. Киев; Одесса, 1906.
  • Элементарный курс философии. Киев; Одесса, 1906.
  • Введение в экспериментальную психологию, М., 1915.
  • Спинозизм и материализм. (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927.
  • Психология. Философия. Образование, М., Воронеж, 1999.

Литература:

  • Богданчиков С.А. Неизвестный Челпанов // Вопросы психологии. 1994. №1.
  • Верховцева Е.В. Г.И. Челпанов как философ и его курс "Введение в философию''. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2000.
  • Ждан А.Н. Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №2.
  • Марцинковская Т.Д., Ярошенко М.Г. Неизвестные страницы творчества Г.И. Челпанова // Вопросы философии. 1999, №6.
  • Оников З.И. Г.И. Челпанов о предмете философии, ее задачах и соотношении с естественными науками // Известия АН МССР. 1983, №3.
  • Психологический институт им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете // Психологические исследования. Труды Психологического ин-та. М., 1914. Т. 1. Вып. 1-2. С. 273-298.
  • Умрихин В.В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1994. №1.
  • Экземплярский В.М. Г.И. Челпанов // Энциклопедический словарь Гранат. Т. 45. Ч. З. М., 1925.