Цертелев Дмитрий Николаевич

Родился в семье известного этнографа, князя Николая Андреевича Цертелева, попечителя Харьковского учебного округа. Мать — урожд. Варвара Семеновна Чулкова (из рода Бахметьевых).

Раннее детство провёл в имении отца, несколько лет воспитывался в Швейцарии. По возвращении в Россию учился в Пятой московской гимназии. В 1870 поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1874 г. Дружил с Владимиром Соловьёвым, однокашником как по гимназии, так и по университету. Слушал лекции по философии П.Д. Юркевича, влияние которого, по-видимому, определило увлечение Ц. философией Шопенгауэра, а также спиритизмом. По окончании университета долгое время провёл в Берлине, где слушал лекции по философии Эд. фон Гартмана (с которым он с 1870-х годов находился в постоянной переписке) и К. Гельмгольца. В 1879, представив в Лейпцигском университете диссертацию «О теории познания Шопенгауэра», получил степень доктора философии. В 1880 г. отдельным изданием вышел 1-й т. соч. Ц. «Философия Шопенгауэра» (первая публикация — в «Журнале Министерства народного просвещения», 1878–1879), в к-ом содержался обстоятельный критический разбор теоретической философии нем. мыслителя; 2-й т., посвященный этическим воззрениям Шопенгауэра и Гартмана, под названием «Современный пессимизм в Германии» появился в 1885 г. Как поэт начал публиковаться с 1875. Перевёл первую часть «Фауста» Гёте и «Манфреда» Байрона. Первый сборник «Стихотворения» вышел в Петербурге в 1883, за второй — «Стихотворения кн. Д.Н.Цертелева 1883–1891» (М., 1892) был удостоен Пушкинской премии. Третий и последний сборник «Стихотворения кн. Д.Н. Цертелева» (СПб., 1902) объединил избранные произведения за 20 лет.

В конце 1887 г. Ц. несколько месяцев редактировал «Русский вестник», а в 1890–1892 гг. — «Русское обозрение». Ц. являлся действительным членом Московского психологического общества. Цертелев был близок поэту А.К. Толстому, состоя в родстве с его супругой Софьей Андреевной (урожд. Бахметьевой) и разделяя с ним интерес к спиритизму. В 1890 г. вступил в брак с Екатериной Федоровной Ванлярской. С 1887 по 1890 г. Ц. состоял председателем съезда мировых судей Спасского уезда Тамбовской губернии, в 1880–1890 гг. — предводитель уездного дворянства.

Ц. примыкал к тому направлению в метафизике XIX в., которое, отойдя от априоризма и абсолютного рационализма немецких идеалистов, стремилось сочетать философское умозрение и эмпирическое наблюдение, т.е. познавать метафизическую реальность с помощью широких обобщений данных внешнего и внутреннего опыта. Ц. полагал, что законы бытия полностью не исчерпываются законами мышления, поэтому наш разум не способен априорно установить реальность или доказать невозможность того или иного явления — действительность последнего подтверждается лишь опытом. От эмпиризма и позитивизма взгляды Ц. отличало представление об априорности закона причинности, при том что Ц. в отличие от Канта и Шопенгауэра отрицал априорное происхождение категорий пространства и времени. Ц. отрицал монизм в философии — попытку вывести мир в целом из одного, «абсолютного», принципа — материи, мысли или воли.

Как политический мыслитель он был сторонником консерватизма, отстаивая, в частности, политические привилегии дворянства, и прагматического национализма в духе Каткова.

Сочинения:

  • Спиритизм с точки зрения философии. СПб., 1885.
  • Свобода и либерализм. М., 1888.
  • Печать и общественное мнение. СПб., 1905.
  • Границы религии, философии и естествовознания // «Православное обозрение», 1879, № 7.
  • Логика позитивизма // «Православное обозрение», 1887, № 1.
  • Нравственная философия гр. Л.Н. Толстого о жизни // «Русское обозрение», 1890, № 7.
  • Пространство и время как формы явлений // «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 23.
  • Критика вырождения и вырождение критики // «Русский вестник», 1897, № 1–2, 11–12.

Литература:

  • Межуев Б.В. Цертелев // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Республика, 1995, с. 600–601.