Смирнова Наталия Михайловна

Окончила философский факультет МГУ в 1976 г. Квалификация по диплому - философ, преподаватель философии. Тема кандидатской диссертации "Маркс и младогегельянцы" (1980). Тема докторской диссертации "Феноменологическая альтернатива классического обществознания" (1997). Звание профессора по кафедре философии - с 2001г. В 1979-1990 гг. работала на кафедре философии Московского инженерно-физического института. С 1990 г. старший научный сотрудник ИФРАН, с 1998 г. по наст. время - ведущий научный сотрудник отдела социальной философии и антропологии ИФРАН. В МГУ читала спецкурсы в рамках темы "антропология": феноменология, феноменологическая антропология, феноменология социальной реальности. Член Российского философского общества, Российского феноменологического общества, Международного общества по изучению европейских идей (International Society for the Study of European Ideas), Международного феноменологического общества (International Society for Phenomenological Study of Life).

Область научных интересов, основные научные результаты: Работает над проблемами исторической типологии социального знания и методологическими проблемами общественных наук. В центре научных интересов - исследования типологических характеристик социального знания, коррелятивных исторически конкретным формам социальных коммуникаций, и их роль в становлении неклассического обществознания.

Подготовила 2 кандидатов наук.

Опубликовала более 100 научных трудов.

Сочинения:

  • Теоретика-познавательная концепция М. Полани // ВФ. 1986. №2;
  • Развитие проблемы личного знания в философии // Диалектика познания. Л., 1988;
  • Формы личностного знания // Там же;
  • Социализация знания // Там же;
  • От трансцендентальной феноменологии — к феноменологии социальной реальности: мировоззренческие основания «великого синтеза» // Российско-американский феноменологический ежегодник. Phenomenological Inquiry. A Review of Philosophical Ideas and Trends. Владимир—Belmont. 1988. №2;
  • Социальное и индивидуальное в процессе понимания // Проблема метода в социально-гуманитарном познании. М., 1989;
  • К вопросу об ответственности социального аналитика в условиях смены социально-культурных парадигм // Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность социального теоретика. М., 1992;
  • Эволюционная эпистемология — новое направление или смена парадигмы? // История философии и современные проблемы. М., 1992;
  • Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // ОНС. 1993. №1;
  • Историческая типология социального знания // World Congress of Philosophy. Moscow,1993. Book of Abstracts;
  • Historical Typology oh Social Knowledge // Epistemological Problems of Science (in the works of Russian Philosophers) Moscow, 1995;
  • Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // ОНС. 1995. №1;
  • Социально-теоретическое знание и жизненный мир // Теория и жизненный мир человека. М., 1995 (Разд. 1);
  • Кризис классических медологий и современная познавательная ситуация. [В соавт.] // Социс. 1995. №11;
  • Исторические типы рациональности в социальном познании // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995;
  • От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феномелогические мотивы в современном социальном познании). М., 1997;
  • Рациональность социального знания: когнитивный нормативизм и стратегии интерпретации // Рациональность на перепутье. Кн.1 (гл.9). 1999;
  • Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры. [В соавт.] // Вестник МГУ. Сер. «Философия». 2000. №4;
  • «Антропоцентризм», «Жизненный мир», «Историцизм», «Субъект социальный», «Этнометодология» // Энциклопедия философских знаний.