Панарин Александр Сергеевич
Лауреат Ломоносовской премии (1999) и премии А.И.Солженицына (2002). П. – автор более 300 научных работ, в т.ч. 14 научных монографий и 8 учебников. Действительный член Российской академии естественных наук, Академии гуманитарных наук, Академии политических наук, Государственной академии славянской культуры, одним из создателей которой П. являлся. Член Союза писателей России.
П. окончил философский факультет МГУ в 1966 г. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Критика социальной доктрины Ж. Фурастье» (1974) и докторскую – по теме «Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма» (1991). Специализировался в области политической философии, теоретико-методологических проблем политики, долгосрочного политического прогнозирования. За разработку сценариев геополитического развития постсоветского пространства удостоен Почетного золотого знака «Общественное призвание» (1997). Новаторский подход П. к теории политики проявился в исследовании внеинституциональных факторов, в том числе циркуляции символического капитала (неформальной духовной власти), влияющих на взаимодействие между различными классами общества, а также между геополитическими регионами. Применяя к политике теорию длинных волн Н.Кондратьева, П. выделяет левую фазу большого политического цикла, когда символический капитал был сосредоточен в руках социальных «низов», и нынешнюю, правую фазу, когда интеллектуальная элита стала служить собственникам, а символический капитал переходит в руки тех, кто владеет собственностью. В результате возникает опасность нарушения принципа разделения духовной (символической) и экономической власти, новое слияние которых чревато «экономическим тоталитаризмом» – ликвидацией прежней системы контроля за властью собственников со стороны политики и культуры.
П. известен своими пионерскими работами в области политической глобалистики. Этому посвящены три его монографии: «Глобальное политическое прогнозирование» (1999), «Искушение глобализмом» (2000), «Православная цивилизация в глобальном мире» (2002). Апологетическим подходом к глобализации П. противопоставляет свой критический подход, связанный с пониманием глобализации как деконструкции. Глобализация чревата деконструкцией суверенных национальных государств и национальных сообществ, так как открывает возможность выхода определенных групп (в первую очередь элитарных) из системы национального контроля и консенсуса; она представляет собой вызов демократическому суверенитету народа, которому все чаще приходится подчиняться наднациональным инстанциям (типа МВФ), неконтролируемым электоратом. П. видел выход в развитии «альтернативного глобализма», связанного с интернационализацией демократический институтов, способных обуздать глобальный экономический тоталитаризм, всюду подрывающий социальное государство и другие демократические социальные завоевания последних ста лет.
В области теории политических систем получила научное признание предложенная П. новая системная классификация (представительский, модернистский и постмодернистский тип политической системы); П. впервые исследована специфика политической системы постмодернистского типа (Политология. Учебник. М., Проспект, 1998).
Широкое внимание научной общественности привлекли работы П. в области долгосрочного политического прогнозирования. Прогностическая методология П. основана на дихотомии «вызова – ответа»: если предшествующую эпоху оценить как фазу исторического вызова, то последующая окажется не экстраполяцией предшествующих тенденций, а, напротив, реакцией на них, то есть движением с противоположным знаком. Эта циклическая динамики на краткосрочном уровне проявляется в чередовании левых и правых партий, кейнсианцев и монетаристов у власти; на уровне большого цикла (около 50 лет) она впервые описана П.
Последняя монография П., изданная при его жизни, – «Стратегическая нестабильность XXI в.» (М., Алгоритм, 2003) выявляет логику глобальной политической динамики нового века. Судьба поколений XXI в. – это судьба участников столетней войны, которая в основе своей представляет глобальную гражданскую войну «новых богатых» со старыми и новыми бедными. Однополярный мир для П. – не столько геополитическая, сколько социальная (классовая) категория, означающая глобальную диктатуру класса богатых и сверхбогатых. Сопротивление этой глобальной диктатуре предопределит характер всех альтернативных движений XXI в. и грядущее политическое устройство человечества.
- Социально-психологические проблемы управления. М., 1981;
- Альтернативно ли “Альтернативное общество”? М., 1987;
- Стиль “ретро” в идеологии и политике. Критический очерк французского неоконсерватизма. М., “Мысль”, 1989;
- Философия власти. М., 1993 (в соавторстве);
- Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1994;
- Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994 (в соавторстве);
- Введение в политологию. Учебное пособие. М., 1994;
- Политическая антропология. М., 1995 (в соавторстве);
- “Вторая Европа” или “Третий Рим”? М., 1996;
- Философия политики. Учебник. М., “Наука”, 1996;
- Реформы и контрреформы в России. М., 1996 (в соавторстве);
- Политология. Учебник. М., 1997;
- Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХ1 веке. М., 1998;
- Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998;
- Россия в циклах мировой истории. М., 1999;
- Глобальное политическое прогнозирование. Учебное пособие. М., 2000;
- Искушение глобализмом. М., 2000;
- Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002;
- Стратегическая нестабильность XXI в. М., 2003.