Лопатин Лев Михайлович

Лопатин Лев Михайлович — русский философ, психолог, профессор Московского университета, председатель Московского психологического общества в 1899-1920 гг., редактор журнала "Вопросы философии и психологии" в 1896-1918 гг.

1 (13) июня 1855 (Москва) — 21 марта 1920 (Москва)

 

 

Родился в Москве, в семье выпускника юридического факультета Московского университета, известного юриста и судьи, деятеля первых пореформенных судов Михаила Николаевича Лопатина, также занимавшегося публицистикой. Мать – Екатерина Львовна, урожд. Чебышева, была сестрой математика П. Л. Чебышева, который был крестным отцом Лопатина. Имел трех братьев и сестру. Дворянский род Лопатиных известен с начала XVI в., прямой предок Лопатина Юрий Матвеевич был записан вместе с братом в число «избранной тысячи» дворян Ивана Грозного.

С ранних детских лет познакомился с Владимиром Соловьевым (дачи их родителей были по соседству в Покровском-Стрешневе, затем они жили невдалеке друг от друга на Арбате), с которым его связывала тесная дружба и профессиональное общение. В 1872 г. семейство Лопатиных переехало в дом № 15 по Гагаринскому переулку, известный также как дом декабриста В. И. Штейнгеля. В нем собриались «среды», на которых бывали И. С. Аксаков, В. О. Ключевский, В. И. Герье, А. И. Кошелев, А. Ф. Писемский, М. П. Погодин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др. Особенно тесные отношения связывали семью Лопатиных с семьями С. М. Соловьева и Л. Н. Толстого.

В 1868 г. Лопатин поступил в 3-ий класс 5-ой московской гимназии (Л. И. Поливанова), окончил ее в 1875 г. С 1875 г. и примерно по 1885 г. принимал участие вместе с братом Николаем, А. А. Венкстерном, М. Е. и В. Е. Гиацинтовыми, Вл. Соловьевым в «шекспиристском» кружке. Впоследствии состоял членом Московского отделения театрального комитета при Дирекции императорских театров и редакционного комитета московского Малого театра. В 1875 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился у проф. М. М. Троицкого, приверженца английского эмпиризма и ассоцианизма. Окончив университет в 1879 г., он не был оставлен при кафедре (вероятно из опасения М. М. Троицкого, что тот может занять его место) и служил учителем русского языка в реальном училище, затем учителем литературы и истории в поливановской гимназии, в женской гимназии С. С. Арсеньевой. Преподавал на московских Высших женских курсах. Первые философские сочинения публикует в 1881 г. в журнале «Русская мысль»: статьи «Опытное знание и философия» (кн. V и VIII) и «Вера и знание» (кн. IX). Зимой 1883 г. по настоянию Н. Я. Грота сдает магистерские экзамены и начинает читать лекции в университете в качестве приват-доцента, не оставляя преподавания в гимназии и на женских курсах. В конце мая защищает магистерскую диссертацию (Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов. М., 1886. 2-е изд. М., 1911). В октябре 1891 г. защитил докторскую диссертацию (Положительные задачи философии. Ч. II. Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности. М., 1891). В 1892 г. был назначен профессором Московского университета. В 1896 г. становится соредактором журнала «Вопросы философии и психологии» (с В. П. Преображенским и С. Н. Трубецким), а с 1905 г. единственным и бессменным редактором вплоть до закрытия журнала в 1918 г. С 1899 по 1920 гг. является председателем Московского психологического общества.

Испытав влияние Декарта, Лейбница, Юма, Канта, Шеллинга, Лотце и др., Лопатин принадлежал к линии спиритауалистической метафизики. Он обращал особое внимание на проблему человеческого сознания, душевной жизни человека, признавая субстанциальность человеческой души, которая является условием свободы воли и «творческой причинности». Лопатин считал философию самостоятельной и независимой от религии сферой знания, являлся приверженцем философской метафизики, однако в поздних своих работах («Неотложные задачи современной мысли». М., 1917) обращался к этической проблематике, граничащей с вопросами религиозного мировоззрения (проблема бессмертия души, присутствия абсолютного начала в мире). Через школу Л. М. Лопатина прошло все поколение «серебряного века», обучавшееся в Московском университете. Ему сдавали экзамены А. Ф Лосев, Г. Г. Шпет, В. Я. Брюсов, А. Белый и др. Один из его учеников А. И. Огнев вспоминал: «Как личность, Лев Михайлович представлялся человеком исключительного обаяния, которое невольно чувствовалось всеми. Основной чертой его духовного склада являлось благоволение ко всему живому... Философия Лопатина немыслима без живого, полного любви и участия общения с людьми» (Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922. С. 11, 13). А. Ф. Лосев замечал, что «несмотря на свою личную близость с Вл. Соловьевым, Л. М. Лопатин всегда был абстрактно-метафизическим спиритуалистом типа Лейбница, Лотце, Тейхмюллера или Бергсона и всегда избегал не только всякой общественности и политики, не только всякой церковности, но даже и всякого теоретического символизма, который в те годы в России процветал, а в известных кругах был даже модой, и на методах которого я получал тогда свое первоначальное неоплатонически-шеллингианское образование. По причине это абстрактно-метафизической позиции Л. М. Лопатин принадлежал к тем профессорам университета, которых люди, настроенные более общественно, называли «дикими»» (Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 178). Мемуаристы вспоминают его жизненную непрактичность, интерес к спиритизму и мастерство рассказывать в дружеском кругу «страшные» истории. Как вспоминал его брат В. М. Лопатин, «в миру он жил религиозным смыслом жизни и в то же время наслаждался формами земной действительности, сознавая в них не подлинную реальность жизни, но – призрачность ее. Он любил сравнивать видимую жизнь с кинематографическою картиною».

Лопатин не был женат. Он умер от пневмонии в мезонине уплотненного родительского дома. Незадолго до смерти был уволен из Московского университета. Похоронен в ограде Новодевичьего монастыря рядом с братом Николаем и невдалеке от некрополя Соловьевых.

 

Сочинения:

  • Нравственное учение Шопенгауэра // Труды Московского Психологического общества. Вып. 1. М., 1888;
  • История древней философии. М., 1888;
  • Вопрос о свободе воли. М., 1889;
  • Критика эмпирических начал нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. З. 1890;
  • Нравственное учение Канта // Там же. Кн. 4. 1890;
  • Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Вопросы философии и психологии. Кн. ХХХII. 1896;
  • Спиритуализм как психологическая гипотеза // Там же. Kн. XXXVIII. 1897;
  • История древней философии. М., 1901;
  • Психология. М., 1902;
  • Научное мировоззрение и философия // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 69 (4), 70 (5); I 1904. Кн. 71 (1);
  • История новой философии. Ч.1. От эпохи Возрождения до Канта. М., 1905;
  • Князь С.Н.Трубецкой и его общее философское миросозерцание. М., 1906;
  • Настоящее и будущее философии. М., 1910;
  • Лекции по истории новой философии. Ч.1. М., 1914;
  • Философские характеристики и речи. М., 1911; 1995;
  • Аксиомы философии. М., 1996.

 

Литература:

  • Борисова И. В. Профессор философии // В кн.: Лопатин Л. М. Аксиомы философии. М., РОССПЭН, 1996. С. 3-18;
  • Корелина Н. П. За пятьдесят лет // Вопросы философии. № 11. 1993. С. 115-121;
  • Лопатин В. М. Из воспоминаний. Лопатин В. В., Лопатин Н. В. Семья Лопатиных // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997. СПб., Алетейя, 1997. С. 168-205;
  • Новгородцев П. И. Праздник русской философии. Юбилей Л. М. Лопатина // Русская мысль. 1912. Кн. II;
  • Рубинштейн М. М. Очерк конкретного спиритуализма Л. М. Лопатина // Логос. М., 1911-1912. Кн. II и III.
  • Павлов А.Т. Философия в Московском университете. СПб.: 2010.
  • Павлов А.Т. Философское образование в Российской империи. М.: 2017.