Ильин Иван Александрович

Родился в дворянской семье губернского секретаря А.И. Ильина и дочери коллежского советника Е.Ю. Ильиной (урожд. Швейкерт). Учился в 5-ой московской гимназии, затем перевелся в 1-ую, по окончании которой с золотой медалью, И. без вступительных испытаний был зачислен на юридический ф-т Московского ун-та, где с первых лет учёбы вошёл в научную школу крупнейшего теоретика философии естественного права П.И. Новгородцева, став (наряду с Н.Н. Алексеевым и Б.П. Вышеславцевым) одним из его лучших учеников. Обучаясь в Московском ун-те, И., как и большинство студенческой молодёжи того времени, не избежал увлечения революционными идеями, однако непосредственно в партийной деятельности не участвовал, поскольку в значительно большей степени был увлечён изучением философии.

В 1906 г., после получения диплома Московского ун-та 1-ой степени, И. по рекомендации кн. Е.Н. Трубецкого был оставлен на юридическом факультете для приготовления к профессорскому званию. В том же году философ женится на Н.Н. Вокач, в дальнейшем ставшей известной переводчицей, совместно с супругом переводившей работы Ж.-Ж. Руссо, Г. Зиммеля и др. авторов. На данном этапе И. увлекается историей философии и пишет ряд сочинений, посвящённых учениям Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Канта, Фихте, Шеллинга и, в особенности, Гегеля. В 1909 г. после успешной сдачи магистерских экзаменов, а также двух пробных лекций И. был утверждён приват-доцентом кафедры энциклопедии права и истории философии права Московского ун-та. Тогда же он начал читать «Историю философии права» на Высших женских юридических курсах, а в следующем году – свой первый лекционный курс в Университете. В 1910 г. вёл в ун-те семинар по общей методологии юридических наук. В том же году И. был отправлен в двухгодичную зарубежную научную командировку, во время которой работал в Германии (Гейдельбергский, Фрейбургский, Берлинский и Геттингенский ун-ты), а также в Италии и во Франции. К этому периоду относится издание крупных научных статей: «Понятие права и силы» (Вопросы философии и психологии, 1910, № 21), «Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма» (Там же. 1911, №22), «Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа» (Там же. 1912, №23), «Шлейермахер и его “Речи о религии”» (Русская мысль, 1912, №23), «О любезности. Социально-психологический опыт» (Там же. 1912, №33). В 1912 г., несмотря на крайнюю озабоченность столкновениями правых и левых профессоров Московского ун-та, И. возвращается в Россию и продолжает свою преподавательскую деятельность на юридическом факультете.

После начала 1-ой мировой войны, И. выступил в роли талантливого политического публициста и оратора, наряду с другими преподавателями Московского ун-та (П.И. Новгородцевым, Е.Н. Трубецким, С.Н. Булгаковым и др.) начав активную лекционную работу «в пользу раненых» в столицах и провинции, посвящённую «научно-духовно-религиозному осмыслению войны» с патриотических позиций. Этой теме были посвящены две работы И. «Основное нравственное противоречие войны» (ВФиП, 1914, №25) и «Духовный смысл войны» (М., 1915), осмысление тематики которых в дальнейшем привела мыслителя к написанию книги «О сопротивлении злу силою», в которой он с православных позиций подвергает критике толстовский гуманизм. После октябрьского переворота 1917 г. патриотический пафос творчества И. усилился, философ стал своеобразным идеологом Белого движения. 18.05.1918 г. И. защитил (при оппонировании П.И. Новгородцева и Е.Н. Трубецкого) магистерскую диссертацию по работе «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», причем вместе со степенью магистра государственных наук юридический факультет единогласно присудил ему и докторскую степень.

Во время Гражданской войны И., несмотря на ряд арестов, закрытие большевиками юридического факультета и революционную реформу университета, продолжает активную преподавательскую деятельность, читает лекции в ун-те Шанявского (1916-1918), в Высшем музыкально-педагогическом ин-те, в Ритмическом ин-те (1920-1922). В 1921-1922 – действ. Член Ин-та научной философии. Постановлением коллегии ГПУ от 12.09.1922 г. после шестого ареста, И. был приговорён за антисоветскую деятельность к высылке из России 26.09.1922 г. на «философском пароходе» «Обер-бургомистр Хакен» И. вместе с другими учёными и философами был выслан в Германию. В 1923-1934 гг. И. работал профессором Русского научного института в Берлине, а также активно сотрудничал с умеренно правой русской эмигрантской прессой (в т.ч. газетой «Возрождение» - ред. П.Б. Струве). В 1927-1930 гг. И. издавал «Русский колокол. Журнал волевой идеи», где выступал с развитием идей Белого движения, чем оказал значительное влияние на идеологию Русского общевоинского союза (РОВС) и непосредственно повлиял на появление организации русской эмигрантской молодёжи, в дальнейшем получившей известность как Национально-Трудовой Союз (НТС).

В период жизни в Берлине И. издал ряд работ: «Религиозный смысл философии: Три речи. 1914-1923» (Париж, б. г.), «О сопротивлении злу силою» (Берлин, 1925), а также «Путь духовного обновления» (Белград, 1935), в которой рассмотрел ряд фундаментальных вопросов человеческого бытия. Подобные же проблемы были затронуты в работе «Основы христианской культуры» (Женева, 1937), где И. также выступил в роли теоретика и историка культуры. В том же году вышло его искусствоведческое исследование «Основы художества: О совершенном в искусстве» (Рига, 1937). После прихода к власти в Германии национал-социалистов И., несмотря на некоторые свои прежние симпатии к фашизму в целом, отказался от предложения включиться в антиеврейскую пропаганду и был уволен из Русского научного института и Берлинского университета. После того, как в 1938 г. гестапо запретило публичные и печатные выступления И., философу пришлось эмигрировать в Швейцарию, где в пригороде Цюриха он прожил всю оставшуюся жизнь.

В последний период своего творчества И., наряду со множественными политическими статьями и очерками, составившими двухтомный сб. «Наши задачи» (Париж, 1956), завершил «Аксиомы религиозного опыта»(Париж, 1953), опубликовал на немецком языке три книги философских эссе (в русском варианте «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (Берлин, 1938), «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (Берн, 1943), «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований» (Цюрих, 1945)), продолжал работу над главным исследованием своей жизни «О монархии», главы которого уже после смерти мыслителя вышли в виде книги «О монархии и республике» (Нью-Йорк, 1979), а также закончил своё итоговое философское произведение «Путь к очевидности» (Мюнхен, 1958), фактически подведшее черту под неогегельянством раннего творчества И., уступив место христианской философии.

Сочинения:

  • Общее учение о праве и государстве // Основы законоведения. – Пг., 1915;
  • Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. – М., 1918;
  • О сущности правосознания. – Мюнхен, 1957;
  • О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. – Мюнхен, 1959;
  • Русские писатели, литература и художество: Сб. статей речей и лекций. – Вашингтон, 1973;
  • Соч.: В 2 т. М., 1993-1994;
  • Собр. соч.: В 10 т. М., 1993-1999;
  • Переписка двух Иванов. В 3 т. М., 2000 и др.

Литература:

  • Лисица Ю.Т. Философские взгляды И.А. Ильина // Вопросы философии. 1990. № 6;
  • Его же. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. – М., 1993.
  • Полторацкий Н.П. И.А. Ильин – жизненный и творческий путь. – Питсбург, 1991;
  • Кураев В.И. Философ волевой идеи // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993;
  • Его же. И.А. Ильин: философия духовного опыта // История русской философии / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М., 2001;
  • Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. – СПб., 1998 и др.