Гараджа Виктор Иванович

Родился в семье военнослужащего. Окончил в 1947 г. среднюю школу № 315 г. Москвы с серебряной медалью. В 1947 г. поступил на философский факультет МГУ и окончил его в 1952 г. Специализировался по кафедре диалектического материализма. Наибольшее влияние на него оказали курсы Т.И. Ойзермана, А.С. Ахманова, А.С. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А.А. Аникста, А.Я. Хинчина, А.К. Дживелегова. Среди студенческих товарищей были Л.В. Карпинский, Ю.А. Левада, Б.А. Грушин, А.Т. Павлов. В 1955 г. закончил аспирантуру философского ф-та МГУ. В 1956-1963 гг. преподавал философию в Московском Медицинском стоматологическом ин-те, в 1964-1969 гг. на кафедре истории и теории атеизма; в 1969-1971 гг. доцент кафедры истории зарубежной философии философского ф-та МГУ; в 1970-1990 гг. работал в АОН при ЦК КПСС; в 1990-1991 гг. – главный научный сотрудник Института философии РАН; с 1991 г. по наст. вр. - профессор кафедры истории и теории социологии социологического ф-та МГУ. Награжден орденом «Знак почета».

Кандидатская диссертация – «Философские вопросы эволюционной теории», 1956 г.; докторская – «Критический анализ неотомистской концепции науки», 1969 г.; утвержден в ученом звании профессора по специальности «История философии» в 1971 г. В 1993 г. избран членом-корреспондентом, в 1995 г. – действительным членом Российской академии образования, 2002-2003 гг. – академик-секретарь Отделения образования и культуры РАО.

Член редколл. International Journal of Comparative Religious Education and Values «Panorama». Научный редактор статей по социологии религии «Социологической энциклопедии в 2-х тт». Основные научные труды охватывают исследования: 1) по истории средневековой и современной католической философии, протестантской теологии и философии религии; полученные результаты опубликованы в нескольких монографиях, статьях в энциклопедиях и словарях, журнальных статьях и докладах на научных конференциях, составили основу ряда лекционных курсов; 2) по религиеведению как компоненту современного гуманитарного знания и учебному предмету в современном образовании; подготовленный на основе этих исследований учебник «Религиеведение» (М., 1995) используется в преподавании этой дисциплины в российских вузах; 3) по социологии религии, ее истории и актуальным теоретическим проблемам; на основе этих исследований разработана программа вузовского курса по социологии религии, подготовлен учебник «Социология религии» и хрестоматия «Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии»; опубликован цикл статей по социологии религии в «Социологической энциклопедии» (5,5 п.л.; В 2-х т. М., 2003 г.)

Подготовил более 30 кандидатов наук. Консультировал 4 докторантов. Читает основные курсы на социологическом ф-те: «Социология религии», «Религиеведение», а также с/курсы «Социология философии» (для аспирантов), «Социология религии в России»; на кафедре этики философского ф-та – «Христианская этика», «Мораль и религия».

Сочинения:

  • Неотомизм, разум, наука. М., 1969.
  • Протестантизм. М., 1971.
  • Кризис современного протестантизма и поиски новой теологии. М., 1973.
  • "Критическая теория" и христианская теология // Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1975.
  • Научная и христианская интерпретация истории. М., 1980.
  • Протестантская концепция человека // Буржуазная философская антропология ХХ века. М., 1986.
  • Переосмысление // На пути к свободе совести. М., 1989.
  • Политика и религия // Духовные предпосылки и проблемы сотрудничества. Немецко-советский диалог. М., 1990.
  • Социология религии. М., 1996 (2-е изд.).