Гайденко Пиама Павловна

Pодилась 30 января 1934 г. в с. Николаевка Донецкой обл. в семье сельских учителей. В 1952 г. П.П. Гайденко окончила среднюю школу в Ташкенте, куда семья переехала в конце войны, после гибели отца, и поступила на философский факультет МГУ. По окончании его она в течение двух лет работала младшим редактором в издательстве Иностранной литературы, затем с 1959 по 1962 г. училась в аспирантуре философского факультета. Студенткой и аспиранткой П.П. Гайденко слушала лекции и занималась в семинарах по истории философии и истории логики В.Ф. Асмуса, Э.В. Ильенкова, А.Н. Чанышева, В.В. Соколова. Ее ближайшими университетскими товарищами и коллегами по научному студенческому обществу были Э.Ю. Соловьев, Д. Маркуш, Э. Комарова, В.М. Межуев. В 1962 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Философия истории М. Хайдеггера». За период учебы в университете П.П. Гайденко опубликовала статьи в журналах «Вопросы философии», «Вестник истории мировой культуры», «Новые книги за рубежом».

В 1962-1967 гг. преподавала на кафедре истории зарубежной философии философского ф-та МГУ; в 1967-1969 гг. являлась научным сотрудником московского Института международного рабочего движения; а в 1969-88 гг. – сотрудником Института истории естествознания и техники АН СССР. С 1988 г. по настоящее время Г. - зав. сектором философских проблем и истории науки в Институте философии РАН. В 1982 г. ею была защищена докторская диссертация по теме «Эволюция понятия науки с VI в до н.э. по XVI в.».

Книги и статьи, выходящие из-под пера Г., являясь новаторскими как по своей тематике, так и по оригинальной трактовке материала, зачастую не просто предлагают вниманию отечественного читателя новые направления научных изысканий, но открывают для него целые горизонты философской мысли, неисследованные пространства интеллектуального поиска. Так, монография «Трагедия эстетизма» (М., 1970) привлекла внимание гуманитариев к творчеству основателя философского экзистенциализма С. Кьеркегора, в ту пору мало известному в России из-за практического отсутствия переводов. Г. – одна из первых обратила свое внимание в 70-е гг. на творчество консервативного мыслителя и писателя К. Н. Леонтьева, имя которого было практически табуировано в советской научной литературе, а в 90-е годы ею был написан целый ряд статей по истории русской философии (о Вл. Соловьеве, С. Н. Трубецком, С. Л. Франке и др.), на основе которых впоследствии вышла монография «Владимир Соловьев и культура Серебряного века» (М., 2001).

Член редколлегий журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», член общественного совета РГНФ, совета по истории мировой культуры и др.

Ее муж, Ю.Н. Давыдов - профессор, доктор социологических наук; дочь, Т.Ю. Бородай - доцент философского ф-та МГУ, кандидат филологических наук.

Сочинения:

  • Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963.
  • Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора. М., 1970.
  • Философия Фихте и современность. М., 1979.
  • Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
  • Эволюция понятия науки. Формирование научных программ Нового времени (ХVII-ХVIII вв.). М., 1987.
  • Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.
  • Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.
  • История греческой философии в ее связи с наукой. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2000.
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2000.
  • Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
  • Научная рациональность и философский разум. М., 2003 и пр.