Виноградов Николай Дмитриевич

Окончил курс Московской Духовной академии и ист.-филол. и естеств. ф-ты Московского ун-та. В 1906 г. защитил магистерскую диссертацию: «Философия Давида Юма. Ч. I. «Теоретическая философия Д. Юма», в 1912 г. диссертацию на степень доктора философии: «Философия Давида Юма. Ч. II. Этика Д. Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали XVII - XVIII веков». Преподавал на Высших женских юридических и историко-филологических курсах В. А. Полторацкого, в Педагогическом ин-те им П. Г. Шелапутина, Городском народном ун-те им. А.Л. Шанявского. Читал историю философии и логику.

В. был одним из представителей синтетическо-антропологического течения в педагогике, стремившегося к установлению законов педагогического процесса, истоком которых служит человекознание. Основанием для педагогики, по его мнению, должна служить антропология как совокупность наук о человеке. «Общее мировоззрение» предстает у него прежде всего как источник знания о целях развития личности.

Сочинения:

  • Биологический механизм и материализм. М., 1897.
  • Философия Давида Юма. Ч. 1-2. М., 1905-1911 (Ч. 1. Теоретическая философия; Ч. 2. Этика Д. Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали XVII-XVIII вв.).
  • Этические воззрения Шефтсбери // Вопросы философии и психологии. 1906. Кн.82.
  • Бернард Мандевиль и его «Басня о пчелах» // Там же. 1907. Кн.86.
  • Этические воззрения Ф. Гетчесона // Там же. 1909. Кн.96.
  • Этические воззрения Джозефа Бэтлера // Там же. Кн.98.
  • Национальный лик и патриотизм // По вехам: Сб. статей об интеллигенции и «национальном лице». М., 1909.
  • Д. Гартли и его «Наблюдения над человеком» // Л.М. Лопатину. М., 1912.
  • Педагогическая психология. М., 1912.
  • Д. Толанд и его философско-религиозные взгляды // Вопросы философии и психологии. 1913. №5.
  • Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Ч. 1-3. М., 1913-1914.
  • Педагогика. Основные проблемы и принципы. М., 1922.