Брызгалина Елена Владимировна
Заведующая кафедрой философии образования.
Окончила филос. ф-т МГУ(1992), асп. того же ф-та (1994). Канд. дисс. – «Проблема синтеза медико-биологического и философского знания в учении об индивидуальности» (1994). Разрабатываемые проблемы: категориальный аппарат человековед. проблематики, общенаучный характер понятия «индивидуальность», методология изучения индивидуальных различий, биосоц. иссл-ния асоц. поведения, этико-правовые аспекты медиц. теории и практики, правовое регулирование медиц. деятельности, влияние совр. медико-биологич. науки на развитие права. Научные интересы сосредоточены вокруг проблем, порожденных развитием биологии и медицины (биотехнология, генная инженерия, медиц. генетика, биоэтика). Проанализировав специфику обращения к ч-ку в совр. условиях как философией, так и медико-биологич. дисциплинами, проблемную ситуацию, связанную с фундамент. открытии в биологии ч-ка и совр. уровнем прикладных иссл-ний, Б. приходит к выводу, что необходимо осмыслить биологию и медицину в аспекте конкретного выражения сущности через жизнедеятельность, через понятие "индивидуальность". Развитие иссл-ний в направлении интеграции связано с осмыслением последствий жесткой сциентистской ориентации; обострение социально-этич. проблем науки, со сменой парадигм отношения врача и пациента (переход к антипатернализму) привели к поиску методологич. оснований, более отвечающих уровню совр. медико-биологич. проблем. Постановка проблемы индивидуальности в истории культуры проводилась в двух тесно связанных между собой планах: обращение индивидуальности в аспекте, концентрирующем внимание на уникальности, второе - интерес к вопросу о самосознании, самоидентификации индивида. Подход к решению проблемы ч-ка в медико-биологич. иссл-ниях с позиции учения об индивидуальности, так же, как и филос. контекст рассмотрения индивидуальности, по-видимому, налагает опр-ные рамки на процесс иссл-ния и его результаты. За счет фундамент. открытий и появления возможностей для их практич. применения наука все более бесцеремонное вторгается не только в соц., но и индивид. жизнь индивида. Особенно острые формы такое обращение принимает в медико-биологич. науках, когда вопрос об отстаивании индивидуальности переносится из контекста "социум-индивид" в контекст "наука-индивидуальность". На данном этапе развития цивилизации простая констатация "вечности" проблемы ч-ка бессмысленна. От науки, от методологии научн. познания требуется выдвинуть ряд решений, альтернативных, обоснованных, приемлемых для опр-ого периода на базе филос. рассмотрения контекста постановки и решения проблемы индивидуальности. Без этого представляется затруднительным поступат. развитие как философского, так и медико-биологич. познания. Б. одной из первых в МГУ разработала содержательные и методические вопросы преподавания курса «Концепции современного естествознания». Лауреат конкурса Молодых ученых МГУ (1998), стипендиат Гос. научной стипендии для молодых ученых (2000), стипендиат МГУ по программе поддержки талантливых молодых преподавателей и ученых МГУ (2001, 2002). В наст. вр. является зам. декана по учебной работе филос. ф-та МГУ.
Сочинения:
- «...Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной»// В. Московского Университета. Сер. Философия. 1995;
- Концепции современного естествознания, М., 1997;
- История биологии как смена парадигмального знания, М., 1998;
- Индивидуальность человека. М., 2000;
- Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие (В соавт.), М., Современные тетради. 2001;
- Биобезопасность человека и политика // В. Московского Университета серия Полит. науки. 2002, № 3;
- Индивидуальность: стратегии поиска. М, 2003.