Аничков Дмитрий Сергеевич

1733 — 1788.

Профессор философии Московского ун-та, двадцать шесть лет преподавал философские и математические дисциплины в Московском ун-те и гимназиях при нем. Он был сыном подьячего Троице-Сергиевой Лавры, после окончания курса наук в духовной семинарии Троице-Сергиевой Лавры был в 1755 г. зачислен в число студентов только что открытого Московского ун-та. С 1762 г. он начал преподавать математические дисциплины в университетских гимназиях и в ходе преподавания написал и в 1764 г. издал учебник арифметики "По методу Вольфиеву", который он в 1775 г. переработал, и после переработки данный учебник выдержал еще шесть изданий. В 1765 г. А. выпустил на русском языке "Курс чистой математики" в 4-х частях, содержавший арифметику, геометрию, теоретическую и практическую тригонометрию и алгебру. Этот "Курс" был написан А. на основе учебников Вейдлера, которые он многократно перерабатывал и в которые сделал многочисленные добавления. А. написал также "Начальные основания фортификации и артиллерии".

В 1765 г. А. поручили читать курсы логики и метафизики в ун-те вместо уехавшего на родину И.Г. Фроманна. Свои лекции до 1767 г. он читал на латинском языке и для своих слушателей написал и издал дополнения к баумейстеровым логике, метафизике и космологии.

Помимо педагогической деятельности А. выполнял обязанности инспектора в ун-те и в обеих гимназиях.

В 1769 г. А. представил в Университетскую конференцию (руководящий орган ун-та, состоявший из директора ун-та, ректора гимназий и всех профессоров) диссертацию, необходимую для получения профессорского звания, под названием "Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания". Профессора ун-та усмотрели в этой диссертации выступление не только против язычества, но против религии вообще и выразили мнение, что от изложенных А. идей "может произойти что-нибудь в предосуждение и позор для ун-та", а архиепископ Московский Амвросий сочинил донос в Святейший Синод с просьбой передать дело в Сенат "для приведения А. в чувствие". Однако обер-прокурор Синода Чебышев, затребовав диссертацию себе, не усмотрел в ней ничего богохульного и направленного против православия. Действительно, ведь А. выступал против обожествления предметов и явлений природы, а Бога представлял как всемогущее и премудрое существо, познать которое без откровения невозможно. Дело А. пролежало в Синоде 18 лет и было списано в архив как нерешенное. А. же вынужден был переписать свою диссертацию и после ее защиты под новым названием "Философическое рассуждение о начале и происшествии богопочитания у разных, а особливо невежественных, народов" получил в 1771 г. звание экстраординарного профессора, а в 1777 г. звание ординарного профессора логики и метафизики и проработал в этом звании до своей кончины в 1788 г. Уже в звании профессора А. получил чин надворного советника и стал членом Вольного российского собрания, учрежденного при Московском ун-те в 1771 г. по инициативе куратора ун-та И.И. Мелиссино.

Свои лекции А. скорее всего читал по учебникам Баумейстера, Винклера, Гейнекция и других вольфианцев, которые в то время выписывались для ун-ской библиотеки, однако судя по его многочисленным работам и выступлениям на торжественных собраниях Московского ун-та его взглядам были присущи деистические представления, характерные для многих западноевропейских философов ХУIII в. В своих работах он часто ссылается на Аристотеля, Эпикура, Лукреция, Цицерона, Петрония, а также на Декарта, Лейбница, Х. Вольфа, Ф. Бэкона, Локка, А. Попа и М.В. Ломоносова, подчеркивая, что лучше всех о процессе познания высказывается Дж. Локк. А. решительно высказывался против мнения о существовании врожденных идей. Опасаясь, видимо, прямо высказывать свою точку зрения на соотношение души и тела, он излагает взгляды на эту проблему перипатетиков, Декарта и Лейбница, замечая при этом, что перипатетики ближе всех подошли к верному решению, а вот Декарт и Лейбниц ошибались.

Давая общую оценку облика А., авторы его жизнеописания в издании "Речи, произнесенные в торжественных собраниях Императорского Московского университета русскими профессорами оного" отмечают, что "сей почтенный профессор (...) имел характер твердый, но скромный и благородный. При наружном хладнокровии, он питал чувствительность в сердце своем, и при некоторой угрюмости вида, был ко всякому приветлив, со всеми дружелюбен и в обхождении прост" (с. 7).

 

Сочинения:

 

  • Рассуждение из натуральной богословии о начале и происхождении натурального богопочитания... (1769)
  • Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений... (1770)
  • Слово о разных причинах, немалое препятствие причиняющих в продолжении познания человеческого... (1774)
  • Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих... (1783)

 

Литература:

 

  • Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета... 4.1. М., 1855.
  • История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А.Маслин и др. М.,2001. С. 97-99.
  • Пенчко Н. Первый в России научный труд по истории религии и его загадочная судьба // Наука и жизнь. 1964. № II.
  • Попова И.Я. Забытый труд Д.С. Аничкова по философии и логике // 3аметки на логику и метафизику // Вестник Московского ун-та. Сер. Экономика филос. и права. 1957. № 4.
  • Речи, произнесенные в торжественных собраниях имп. Московского ун-та русскими профессорами оного, с краткими их жизнеописаниями. 4.2. М., 1820.
  • Щипанов И.Я. [Вступит. ст.] // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Т.1. М., 1952.

 

Летопись Московского университета.