Семинар «Образование как исследовательский универсум»

19 сентября 2023 года на кафедре философии образования прошло заседание научно-исследовательского семинара «Образование как исследовательский универсум» на тему: «Искусственный интеллект как фактор индивидуализации образования». В семинаре приняли участие преподаватели кафедры, преподаватель факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, студенты бакалавриата философского факультета.

В ходе семинара были заслушаны 6 докладов в соответствии с программой.

В докладе зав. кафедрой доц. Е.В. Брызгалиной было показано, что под влиянием ИИ образование существенно трансформируется как процесс,  как результат,  как система. Выделена необходимость дополнительной проблематизации статуса субъекта образования в связи с внедрением систем ИИ с целью персонализации образования. Предложены направления такой концептуализации: гиперперсонализация (форматов, образовательного контента, траекторий развития); проблема авторства образовательного результата; формирование цифровых моделей субъекта образования; перспективы «цифровых кентавров» и др.  Представлены обобщенные результаты социологических исследований относительно преимуществ использования ИИ в образовании.

В докладе проф. Д.П. Козолупенко было показано, что для обозначения того, что происходит сегодня в современном образовании, наиболее оптимальным представляется термин "деконструкция", а главными ролями педагога в эпоху ИИ должны стать роли «Сталкера» (по А.и Б. Стругацким), «Пассионария» (по Л.Н. Гумилеву) и «Собеседника» (по Платону), которые, в отличие от других традиционных педагогических ролей, не могут быть делегированы ИИ.

В докладе асс. Е.А. Рождественской были рассмотрены основные вехи трансформации философского дискурса в пространстве текстовой культуры с учетом различных форматов изложения, которые связаны с образованием смыслов в образовательном процессе. Проанализированы текстовые нейросети (на примере ChatGPT), которые меняют коммуникацию в образовании и обнаруживают не только этические противоречия в отношениях между субъектами образования, но и возможности для создания новых форм работы по формированию критического мышления.

В докладе доц. Т.В. Сохраняевой были проанализированы значение и перспективность внедрения технологий ИИ в системы профориентации на различных ступенях образования с целью формирования или корректировки образовательного выбора молодежи. Показано значение прогнозных (предиктивных) аналитик для исследований профессионального «ландшафта» и востребованности кадров на рынке труда, способствующих развитию карьерной грамотности обучающихся, а также интересов и образовательных запросов молодёжи, влияющих на выбор индивидуализированной образовательной траектории.

В докладе преп. А.Э. Тихонова было рассмотрено влияние искусственного интеллекта на администрирование образовательных учреждений. Выделены три ключевые сферы, в которых существуют проблемы для руководства образовательных организаций - управление ресурсами, кадровая политика и коммуникация с обществом, и оценены возможности использования ИИ для решения существующих проблем в каждой из выделенных сфер.

В докладе ст. преп. О.А. Французовой были проанализированы изменения в современном образовании под влиянием цифровизации и шагов в направлении «легализации» Chat GPT в вузовском образовании. Рассмотрена проблема формирования «быстрых» и «долгих» навыков посредством ИИ и их востребованность на рынке труда. Особое внимание в этих процессах уделяется формированию когнитивной гибкости и креативности при учебной работе с мультимодальными текстами.

Работа семинара проходила в режиме активной дискуссии, обсуждение представленных докладов позволило выявить различные аспекты проблемного поля, заданного темой.