Никонов Кирилл Иванович

Никонов Кирилл Иванович — советский и российский религиовед и философ, заслуженный профессор МГУ.

4 сентября 1938 (Астрахань) — 11 октября 2015 (Москва)

 

Родился в г. Астрахань в семье школьных педагогов. В 1956 г. с отличием окончил Астраханское школьное педагогическое училище имени Н. К. Крупской, получив квалификацию учителя начальной школы. В 1961 г. окончил  филологический факультет Астраханского государственного педагогического института. В 1965-1968 гг. учился в аспирантуре философского факультета МГУ. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Опыт исследования современной церковной проповеди и ее роли в сохранении религиозности в СССР» под руководством профессора М.П. Новикова.

В 1972-1975 гг. работал доцентом кафедры философии естественных факультетов философского факультета. С 1976 г. работал на кафедре истории и теории научного атеизма (сегодня — кафедра философии религии и религиоведения), сначала старшим предподавателем, затем доцентом и с 1994 г. — профессором. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Современная христианская антропология (анализ основных направлений и методологии обоснования религии)». В 1983-1999 гг. — учёный секретарь специализированного диссертационного совета по философским наукам при МГУ имени М. В. Ломоносова. С 2002 г. заслуженный профессор Московского университета. Подготовил 6 кандидатов наук.

С 1972 г. читает курсы лекций по философии и основам религиоведения. В последние годы жизни читал  курсы лекций «Философия религии» на философском факультете, «История религии» в ИСАА МГУ, спецкурс «Философская и религиозная антропология».

Никонов в конце 1960-х годов стал одним из первопроходцев конкретно-социологических исследований религиозности в МГУ имени М. В. Ломоносова. Им были проведены исследования протестантские общины Астрахани. Кроме того, он стал ведущим в России специалистом по религиозной антропологии, введя в научный оборот новое истолкование в трактовку таких понятий, как «религиозная антропология», «теологическая антропология», «религиозный опыт». Никонов по новому рассмотрел такие грани религиозных учений о человеке, как протологический, психосоматический, хамартиологический, эсхатологический. Исследовал эволюцию христианской антропологии, как и типы религиозно-антропологических учений. Критически рассмотрел основные направления католической и протестантской философско-теологической антропологии, что затем легло в основу построения критической философской антропологии как методологии религиоведения. Также занимался изучением феномена межрелигиозного диалога.

 

 

Сочинения:

  • Проповедь как средство церковников и сектантов в поддержании религиозных пережитков. (На материалах конкретно-социол. исследований в г. Астрахани). Астрахань, 1968. 69 с.
  • Критика современной религиозной антропологии. М.: Знание, 1979. 64 с.
  • Критика идеологических основ православного монашества. М.: Знание, 1982. 64 с. (в соавторстве с З.А. Тажуризиной)
  • Современная христианская антропология: Опыт филос. критич. анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 184 с.
  • Религиозные концепции человека в современной борьбе идей: (Крит. анализ). М.: Знание, 1986. 61 с.
  • Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 190 с.
  • Религиозен ли человек по природе? М.: Знание, 1990. 63 с.

 

Избранные статьи:

  • Die religiose Anthropologie der Gegenwart // Der Mensch. Neue Wortmeldungen zu einem alten Thema. Berlin, 1982.Философско-антропологические аспекты религиозного плюрализма // Религия вчера, сегодня, завтра: Курс лекций по истории и философии религии. Архангельск, 1993. Вып. 3, c. 75-78.
  • Религиозная антропология: (Христианское учение о человеке в историческом и современном контексте) // Спектр антропологических учений. М., 2008. Вып. 2, c. 52-73.
  • Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. Протестантизм. Протестантская философия и теология // Основы религиоведения. — М., 1994.
  • Человек-Протей: кризис антропологического оптимизма // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. — СПб., 1995.
  • Наблюдения о религиозности. К религиозной ситуации в посткоммунистической России // Секуляризация. Дехристианизация. Рехристианизация в Европе нового времени. — Геттинген, 1997.
  • Современная теология религий: антропологические аспекты межрелигиозного диалога // Религиоведение. 2011, №3, с. 75-83.